Выпуск цифрового рубля может серьезно изменить российское платежное пространство и не только в позитивном ключе. Об этом заявил директор по инновациям Банка Уралсиб Дмитрий Гришин в своей колонке в журнале Forbes.
Среди преимуществ отечественного CBDC он назвал новые сценарии использования безналичных инструментов оплаты и появление «окрашенных» денег.
«Потенциально это открывает дорогу для поколения финтех-стартапов, которые реализуют новые клиентские сервисы на его инфраструктуре», – объяснил Гришин.
Вместе с тем с появлением нового актива эксперт прогнозирует сокращение доходов банков. Ранее в Сбербанке оценили возможный отток банковских средств на уровне 2–4 трлн рублей.
«По оценке ЦБ, переход на цифровой рубль приведет к выпадению 25% прибыли до налогообложения и 13% чистого процентного дохода из банковского сектора. Связано это с тем, что цифровой рубль будет находиться не на балансе банков, а в ЦБ», – считает Дмитрий Гришин.
Актив может оказать негативный эффект и на кредитный рынок.
«Есть риск, что инструмент, созданный для удешевления банковских операций, приведет к росту ставок по кредитам из-за сжатия такой дешевой ликвидности, как остатки на текущих счетах», – допустил Гришин.
По его словам, на фоне рекордных показателей по выдаче кредитов в 2021 году это может привести к охлаждению рынка кредитования и замедлению темпов роста экономики на основе кредитного импульса.
Напомним, прототип платформы цифрового рубля представили в декабре 2021 года. В число первых тестировщиков актива вошли 12 банков.
В январе 2022 года Промсвязьбанк приступил к пилотированию C2C-платежей с цифровым рублем.
Отечественный CBDC как третью форму денег планируют запустить до 2030 года.
Согласно прогнозу Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, уже к концу 2024 года в новый актив из банков может перетечь 9 трлн рублей.