Мнения участников майнингового рынка по поводу предложенных в Госдуме налоговых ставок на их деятельность разделились. Одни назвали НДФЛ в размере 15% и налог на прибыль на уровне 6% адекватными, другие посчитали, что ставки должны быть унифицированы.
По мнению директора по продукту компании EMCD Артема Штанова, любое грамотное регулирование и налогообложение пойдут на пользу и государству, и индустрии.
«Сейчас участникам рынка для дальнейшего развития нужны только прозрачные правила игры. Образно говоря, майнер хочет знать, как ему продолжать деятельность и не нарушить закон», – заявил эксперт.
Штанов подчеркнул, что о приведенных выше числах можно говорить только абстрактно, поскольку законодательно они не закреплены. Тем не менее он назвал выгодными налоговые условия для майнинговых компаний, поскольку текущая ставка налога на прибыль в РФ составляет 20%.
В корне неправильной разницу между налогами для промышленных майнеров и физлиц считает сооснователь ENCRY Foundation Роман Некрасов. Однако главным, по его словам, станет обсуждение механизма расчета налогооблагаемой базы:
«Пока непонятно, как будут учитываться расходы, понесенные майнерами при добыче криптовалют, и какие документы помогут доказать эти траты».
Для примера Некрасов рассказал, что для ввоза ASIC-майнеров из Китая владельцу оборудования придется заплатить за логистику и растаможку. Также на него ложатся расходы по покупке или аренде помещения для фермы, установке системы охлаждения воздуха, оплате сервисного обслуживания и электроэнергии. При этом майнер не обязан продавать добытые биткоины в тот же год.
«Сможет ли майнер уменьшить налогооблагаемую базу на те расходы, которые он в свое время понес на организацию фермы, или только на те расходы, которые он понес в тот же налоговый период, когда была осуществлена продажа монет? Или российские законодатели думают, что майнинг – это деньги из воздуха и доходы майнеров настолько фантастически огромны, что уменьшать налогооблагаемую базу на расходы вовсе не стоит?» – задался вопросом Некрасов.
Из-за отсутствия у Росфинмониторинга инструментария по отслеживанию вывода намайненных в РФ биткоинов пока что выход из тени для майнеров является актом доброй воли, добавил он. Эксперт предложил властям сфокусироваться на поиске выгодных условий и льготных режимов для майнеров, а не на запретительных методах.
В свою очередь, партнер международного оператора дата-центров для майнинга криптовалют BWC UG Роман Забуга убежден, что у Росфинмониторинга не возникнет трудностей с настройкой инфраструктуры для отслеживания вывода принадлежащих майнерам биткоинов.
«Я видел их техзадание на разработку мониторинга. Они учли все детали», – сообщил он.
Забуга назвал адекватными размеры предложенных налоговых ставок. По его предположению, расчет прибыли должен вестись с момента перехода криптовалют в фиат.
«Если крипта обналичивается через третьих, четвертых лиц, майнеры не будут нести за это налоговую ответственность. Но в конечном итоге вся крипта, которую получает майнер, выводится в фиат. Это особенно актуально для РФ, потому что в стране негде тратить криптовалюты», – объяснил он.
Дисклеймер
С 1 января 2021 года в РФ действует закон «О цифровых финансовых активах». Он признает криптовалюты имуществом и запрещает использовать их для оплаты товаров и услуг на территории страны.
По поводу потенциального оттока криптовалюты из РФ Забуга заявил, что налог майнерам все равно придется заплатить – «если не в России, то в другой юрисдикции».
PR-директор оператора дата-центров BitRiver Андрей Лобода расценил текущий подход российских властей как «сбалансированный и разумный». Для минимизации трудностей администрирования налогов он рекомендовал регуляторам установить более тесное взаимодействие с субъектами отрасли.
Руководитель компании Comino Евгений Власов считает, что настроить инфраструктуру для отслеживания вывода биткоинов невозможно.
«Единственное, с чего можно взять налоги, — это счета в банках, так как они прозрачны для налоговых служб. Пока деньги там не оказались, никто не может отследить активы в криптовалютах. Сейчас многие рассчитываются криптовалютой как раз для того, чтобы избежать проблем с налоговой», – указал эксперт.
По его мнению, вывести майнинг из тени сможет только унифицированная налоговая ставка, а также прозрачные и удобные условия работы. Он добавил, что в случае с криптовалютным рынком у государства весьма ограниченный инструментарий воздействия.
«Майнеры могут находиться в тени или уехать за рубеж. Этот сегмент бизнеса нельзя заставить, с ним можно только договориться», – подчеркнул Власов.
Исполнительный директор Bitfury Group Вадим Крутов убежден, что в РФ есть уникальные предпосылки для развития сектора майнинга. Однако существующая регуляторная неопределенность заставляет российских инвесторов вкладываться в зарубежные проекты, создавая рабочие места и увеличивая ВВП других стран.
Предлагаемые ставки налогообложения, по его словам, не выглядят высокими на фоне других юрисдикций. Для сравнения – в США и Канаде в зависимости от штата и различных льгот налог на прибыль компаний составляет 21-38%.
«Годовой объем инвестиций в сектор майнинга в США измеряется миллиардами долларов. Уровень страновых рисков в РФ считается более высоким, поэтому вполне разумно предлагать более привлекательные условия по налогообложению – так у крупного капитала будет достаточно стимулов выбирать Россию», – указал Крутов.
Одной из проблем, которую предстоит решить регулятору, является проблема «приземления» доходов в РФ. Эксперт отмечает, что в настоящий момент операции часто структурируются с использованием иностранных юрисдикций, в которых показывается большая часть прибыли, в то время как налогооблагаемая база в РФ остается минимальной. Казахстанский регулятор, например, склоняется к паушальному механизму налогообложения отрасли.
«В США, где рискованные с налоговой точки зрения варианты структурирования операций караются очень строго, а судебная система считается объективной и беспристрастной, майнеры предпочитают полностью показывать доход. Соответственно, для налоговых органов США проблема выявления налогооблагаемой базы стоит менее остро. России предстоит проанализировать иностранный опыт, выполнить всесторонний анализ ситуации и выбрать оптимальный механизм», – прокомментировал топ-менеджер Bitfury Group.
Напомним, желание ЦБ РФ полностью запретить майнинг на территории страны не нашло поддержки экспертов. Все аргументы регулятора они назвали несостоятельными.
На текущий момент консолидированная позиция власти заключается в том, что майнинг должен стать предметом регулирования. Соответствующие сценарии российское правительство подготовит к 11 февраля.
Согласно предложению главы комитета по промышленности Госдумы Владимира Гутенева, НДФЛ при выводе криптовалют в фиат не может быть менее 15%, а минимальная ставка налога на прибыль майнинговых компаний и ИП должна составлять не менее 6%.
По оценке аналитиков, даже при упрощенной системе налогообложения объем собираемых с российского крипторынка налогов может составлять до 1 трлн рублей в год.